Дистанционные продажи

4 июня 2024 г., вторник

Все большую популярность среди населения приобретает интернет-торговля, поскольку реализация товаров через интернет-магазин удобна и выгодна как для продавцов, так и для покупателей. В отличие от покупок в магазине, при дистанционном способе приобретения моменты выбора, заказа и оплаты товара как правило не совпадают. В связи с этим могут возникать спорные ситуации.

Споры в отношении приобретенного дистанционным способом товара возникают, как правило, в следующих случаях:

- при получении товара потребителем обнаружено несоответствие товара заказу (например, оттенок, цвет);

- покупателю доставлен товар ненадлежащего качества;

- товар либо не был доставлен, либо доставлен с нарушением определенного продавцом срока.

Рассмотрим эти ситуации.

  1. Получение товара, не соответствующего заказу

В данной ситуации следует руководствоваться статьями 4 и 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей". Если товар имеет надлежащее качество, но отличается от того, что заказывал потребитель, то  Законом в этой связи потребителю предоставлено право:

-отказаться от товара после его передачи в течение 7 дней;

-отказаться от товара в течение 3 месяцев, если в момент доставки информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена потребителю в письменной форме;

- потребовать возврата стоимости товара, либо замены товара на указанный потребителем при заказе.

  1. Доставлен товар ненадлежащего качества

В этом случае потребитель согласно ст.ст. 18-24 Закона РФ от 07.02.1992

N 2300-I "О защите прав потребителей" вправе потребовать от продавца:

- замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

-замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

-соразмерного уменьшения покупной цены;

-незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

-возврата уплаченной суммы.

  1. Товар не доставлен, либо доставлен с нарушением оговоренного срока доставки

В подобной ситуации ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" предусматривает следующие действия.

1) В случае планирования оплаты товара непосредственно при его получении:

-отказ от оплаты и принятия товара;

-установление нового срока для передачи товара.

2) В случае если оплата товара была произведена при оформлении заказа:

-установление нового срока для передачи оплаченного товара;

-требование возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

Если доставка товара была произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором (п.20 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года N 2463).

Как предъявить требования и направить претензию?

При возникновении спора необходимо направить письменную претензию (описать ситуацию и указать требования, а также приложить копии документов, имеющих отношение к существу вопроса), способ и форма, которой должны быть указаны продавцом. В случае отсутствия размещенной продавцом информации о способе и форме направления претензии, ее необходимо вручить продавцу в двух экземплярах, получив в своем экземпляре отметку о принятии (печать, подпись, дата), либо направить ее на электронный адрес (при наличии) или юридический адрес продавца по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Если разрешить данную ситуацию в досудебном порядке не представится возможным, соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, что крупные интернет платформы (OZON, Яндекс.Маркет, Wildberries и другие), по своей правовой сути зачастую являются лишь агрегаторами. Агрегатор – организация, которая является владельцем программ и (или) сайтов в сети Интернет и предоставляет потребителю возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить с продавцом договор купли-продажи, а также произвести предварительную оплату указанного товара. Продавцом товара в большинстве случаев торговая площадка не является. При покупке товара на торговой площадке и в случае наличия спора, требования необходимо предъявлять непосредственно продавцу. Сделать это можно через личный кабинет агрегатора, либо связавшись непосредственно с самим продавцом. Сведения о продавце содержатся в карточках товаров, а также в чеках покупок с указанием ИНН продавца/поставщика.

ПОМНИТЕ, органы Роспотребнадзора не уполномочены рассматривать имущественные споры (возврат денежных средств, замена или обмен товара) и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект совершать действия, вытекающие из договорных отношений или расторгать договор. Указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы.

 

Зеленодольский ТО Управления Роспотребнадзора по РТ, 29.05.2024

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International