История района в кадрах

Чёрные годы народа
 

Из-за слабого выполнения Указов царя Петра I  1713 года о христианизации татарских мурз и 1736 года его дочери царицы Елизаветы о крещении инородцев, населяющих русскую державу, в 1750-е годы начались различные поощрительные меры. Во-первых, вновь обращенные освобождались на три года от налогов, во-вторых, их детям мужского пола давалась отсрочка на учебу по военному делу ( их брали на учет с 4-5 лет), в-третьих, землю пахотную выделяли в удобных местах, в-четвертых, освобождали от лесозаготовки, бесплатно предоставляли лес для строительства жилья, выделяли дачи по берегу рек и предоставлялась ряд других мелких льгот. По сегодняшним оценкам эта политическая компания не была простой, но в те времена многие не поняли ее сути. За процедурой окунания в воду скрывались большие государственные цели. Выполнялось завещание царя Петра I об увеличении численности христиан за счет мусульман и язычников для увеличения количества русских солдат. Все делалось для расширения границ империи с тем, чтобы присоединить Турцию, Персию, Ирак и выйти к теплым морям. С большим темпом на Горной стороне Волги заготавливался лес для постройки военных кораблей. Земли татарских мурз и землепашцы объявлялись государственными. Служивые татары становились лашманчы и прикреплялись к Адмиралтейству, расположенному вблизи Казани. Они своими силами пилили лес, на своих лошадях доставляли и сплавляли по Свияге и Волге к Адмиралтейству.

В эти годы особенно усиливается насильственная христианизация. До сих пор сохранились следы разрушенной деревни Кайбыч в полукилометре от Малых Кайбиц, отказавшейся от принятия христианства. В Малых Кайбицах христианизация началась в 1749 году. Но люди упорно сопротивлялись. В течение 10 лет насилия среднего возраста мужчины Альмит Тамиков, Бикмит Тамиков, Тамик Азмитов, Тимяш Азмитов, Кармяк Ильмитов, Курманай Байкин, Нурбулат Мамаков, Баймин Кавсиев, Кимин Килметов, Кадыйр Али Кимин и его сыновья Гусман, Юлдаш, Шарип и другие, а многие вместе с семьями предпочли умереть, но остаться в своей вере. Из 76 семей только три человека приняли христианство. Один из них не выдержал этого и вскоре умер. Остальные двое вернулись в свою веру. В эти тяжкие годы в Малых Кайбицах проживали 133 человека мужского пола и 118 – женского. В 1762 году, когда прекратилось насильственное обращение в другую религию, старостой в деревне был Айдар Аитов, его помощниками Салий Ольметов и Усман Байметов.

В Больших Кайбицах дав согласие на крещение и получив за это деньги совершили побег Курман и Уразай Альметовы, Динмухамет Айметов, Муртаза Богданов, Курман Килматиев, Халиль Уразкин, Балтай Курмаев, Салий Акчачкин. Но крещенных в Больших Кайбицах числилось больше, чем в других деревнях. А принявшие крещение долгог не жили. Многие умирали в течение одного года, несмотря на то, что им было по 30-40 лет. Мурза Больших Кайбиц Юнус Тоганаев с сыновьями Агаш и Ишкин не подверглись насилию. В деревне Кырыс (название произошло от слова «крысы». Люди, убежавшие от христианизации, жили в вырытых землянках) проживало около сотни землепашцев.

Первая волна христианизации прошла в деревнях Именлибаши, Буали, Чечкаб, Салтыган, Тявгильде, Шуширма, Янгильде, Карамасар, Сатламыш и других. В записах остались сведения: 26 мужчин были убиты, 39 мужчин и 32 женщины получили русские имена. Деревня Кырыс ( в русских записях починок Крысова) была сожжена во времена царя Ивана IV. Жители Чечкаб спаслись тем, что попрятались в овраге Качкалак, вырыв себе, как норы-землянки. Жили, как крысы. У них не было земли, им не давали для постройки леса. Даже кладбище было в руках пришлых помещиков.

Большие Кушманы, хотя и были лояльными к русским с 1570 года, но с 1750-го года тоже подверглись христианизации. Не выдержали давления 11 мужчин с женами и детьми, но некоторые из них сбежали, так и не смирившись с христианизацией. Что любопытно, зажиточные люди, в том числе мулла Абыз Ишмит Кумеров избежали христианизации.

В короткой заметке трудно рассказать обо всех бедствиях, которые испытал народ 250 лет тому назад. Люди шли на смерть, чтобы сохранить свою веру, имена, обычаи. Молодежи не следует забывать об этом, надо помнить о своих истоках, и быть достойным представителем своего народа, беречь языковую культуру, традиции.

 

Кайбицкие зори, 26 октябрь, 2005 год, №87                               Кадыр Галимов.


Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International